Размер шрифта
А А А
Цвета фона и шрифта
Ц Ц Ц
Изображения
Версия для слабовидящих Обычная версия
Версия для слабовидящих Обычная версия

Мультфильмы: вред или польза?

Почему  некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют позитивные установки личности ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей агрессивными? Среди создателей мультфильмов существует два подхода в создании мультфильмов: одни  копируют взрослую жизнь, пропуская ее через уменьшающую призму, другие создают именно детский мир с его собственными законами жизни.

По разным причинам современные дети  тяготеют к мультфильмам, в которых есть подражание взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью. Например, один из факторов - чрезмерная интеллектуализация ребенка - лишает его игры и негативно влияет на психо-эмоциональное развитие. Наблюдения за детьми раннего и дошкольного возраста показывают, что увеличивается количество детей с особенностями в развитии эмоциональной сферы (повышенная тревожность, страхи, протестные формы поведения и т.д.). Часто эти дети начинают ориентироваться на игрушки и мультфильмы, позволяющие им отработать напряжение, агрессию (и это для них, действительно, важно), но в тоже время игра не получает своего развития, ребенок вновь и вновь прокручивает один  и тот же сценарий,  «застревает» в нем.   Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ.. И мы уже имеем дело с "роботизированным ребенком", захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное "я". Как следствие, у ребенка появляются проблемы в восприятии себя и общении  с другими.

Без вмешательства взрослых в "мультипликационный" рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус, своего рода унифицирующей и подавляющей индивидуальность машиной. Чтобы этого не происходило, важно  помнить следующее: если вы предлагаете ребенку мультфильм агрессивного содержания, позвольте потом малышу в допустимой форме «отработать» агрессию (хороши для этого любые подвижные игры, игры-потасовки, спортивные и т.д.). Параллельно с этим нужны какие-то события, где ребенок получает положительную информацию и положительные переживания; и обязательно помните, что время просмотра любых мультфильмов должно быть ограничено.

Каждый родитель, включающий для своего чада тот или иной мультфильм, должен понимать, что его воздействие может обмануть ожидания и взрослого, и ребенка. Родителю при подборе мультфильма для ребенка необходимо обратить внимание на следующее.

  • На какой возраст рассчитан мультфильм?
  • Соответствует ли мультфильм кругу интересов и психологии конкретного ребенка?
  • Каково эстетическое и этическое наполнение мультфильма?

В мультипликации существует такое важное для педагогов понятие, как "акт доверия". Сочетание вымысла и реальности, столь очевидное для взрослого человека, не осознается ребенком. Конечно, "пребывание" в сказке, в ирреальном мире контрастных категорий добра и зла необходимо. Однако, важно наблюдать за ребенком, чтобы понять, как он реагирует на содержание мультфильма. Может быть, после просмотра нужно поговорить об увиденном или о том, что чувствовал ребенок в процессе просмотра и после него; может,  нужно поиграть с ним. Только тогда мультфильм становится универсальным языком, помогающим разностороннему развитию детей. Положительное воздействие анимации при правильном подборе мультфильмов может стать прекрасным развивающими пособием для раскрепощения мышления; развития творческого потенциала в соединении с занятиями рисованием и лепкой героев мультфильмов.

Подготовила педагог-психолог Мельник Г.Д.

Поделиться материалом:
Задать вопрос
политикой конфиденциальности