- Повышение самооценки начинается с похвалы. Хвалите ребенка за все проявления самостоятельности: решения, поступки, даже самые робкие шаги. Если видите недостатки в его поведении, то обратите внимание сначала на положительные достижения, а затем уже выясните причину негатива.
- Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача - неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.
- Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня напряжения.
- Понижайте напряжение всеми возможными способами. Хорошим помощником для снятия этого состояния могут быть упражнения на расслабление - релаксация, медитация.
- Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.
- Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.
Обсудить сложившуюся ситуацию вам могут помочь сказки представленные ниже.
ИСТОРИИ ПРО ЗАСТЕНЧИВОГО СЛОНЕНКА
ВСЕ ИГРАЮТ, А Я ОДИН...
Жил-был Слоненок. Он был очень добрый и ласковый. И очень хотел иметь друзей. Но познакомиться с кем-нибудь Слоненок стеснялся. Ему казалось, что он некрасивый и... (попросите ребенка продолжить. Какие еще недостатки видел в себе Слоненок? Потом разыграйте с ребенком сценку, как Слоненок играет один дома, а мама Слониха, которую можно тоже сделать из перчатки, только побольше, уговаривает его сходить на речку, где звери собираются на водопой. Она уверена, что там он непременно найдет друга. Наконец, Слоненок соглашается.) Пришел он на речку, а там как раз собрались... (Пусть ребенок сам выберет животных, которые пришли на водопой. Не настаивайте, чтобы это непременно были игрушки, имеющиеся у вас в наличии. В конце концов, как я уже говорила, их можно слепить из пластилина или вырезать из картона.
Отнеситесь к этому моменту как своеобразному тесту. Поскольку застенчивый ребенок невольно отождествит себя со Слоненком, его выбор зверей поможет вам понять, какими он видит окружающих. Обратите внимание, много ли среди них хищников, крупные это животные или мелкие зверюшки. Попросите придумать хотя бы в двух словах, какой у кого характер. Придумайте вместе и покажите, чем занимались звери, во что играли.)
Слоненку тоже очень хотелось с ними поиграть, но он не мог придумать, как затеять разговор. (Покажите, как он мнется в сторонке, не решаясь подойти к зверюшкам. Не настаивайте, чтобы Слоненка обязательно играл ваш ребенок. Если он не захочет - изобразите его сами.)
Постоял Слоненок - постоял и, сокрушенно вздохнув, поплелся домой.
- Ты почему так скоро вернулся? - спросила его мама.
- Да так... Надоело, - буркнул Слоненок.
(Спросите ребенка, догадалась ли мама Слониха, в чем было дело. Или, может, ей было некогда задумываться? Если да, то чем она занималась? Обсудив это, продолжите сценку).
Слониха, конечно, догадалась, почему Слоненок не остался у водопоя.
- И много на реке зверят было? - как бы невзначай спросила она.
- Много, - мрачно ответил Слоненок.
- Ты с ними поиграл?
- Нет.
- Почему?
- Да так... Не хотелось, - сказал Слоненок и сделал вид, будто его очень заинтересовал старый журнал с картинками (или еще что-нибудь по выбору ребенка.)
Спросите, правда ли это. А почему Слоненок не пожелал сказать маме правду? Не настаивайте на ответе, если ребенок скажет, что не знает. Спросите лучше, о чем думал Слоненок, когда зверюшки весело играли, а он стоял в стороне. Какое настроение было бы у Слоненка, если бы он все же решился познакомиться со зверятами? Попросите ребенка показать это настроение мимикой.
НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ДРУЖБА
На следующее утро Слоненок понуро слонялся по дому, не зная чем себя занять. Все игры ему наскучили, новые не выдумывались, а главное, Слоненок никак не мог забыть веселья, царившего на речке. "Наверное, зверюшки опять собрались у водопоя, - думал он. - Интересно, во что они играют сегодня?"
Мама Слониха словно прочла его мысли.
- Сходил бы ты, сынок, прогуляться, - предложила она.
- Не хочу, - помахал хоботом Слоненок.
Старайтесь не только рассказывать, но и показывать действия персонажей. Естественно, с учетом возможностей перчаточных кукол.
Мама Слониха не стала настаивать. Ее сын, вообще-то очень послушный и покладистый, порой проявлял достаточно сильное упрямство. И она понимала, что переубеждать его бесполезно. Поэтому она попробовала подобраться к нему с другого конца.
- Сынок,- чуть погодя сказала Слониха, - мне надо готовить обед, а вода кончилась. Вот тебе ведро, сходи, пожалуйста, на речку.
- Но... - хотел было возразить Слоненок.
- Папа придет голодный, а у меня ничего нет, - решительно продолжала Слониха. - По-твоему, слон должен работать с утра до ночи на голодный желудок? Нет, дорогой. Так дело не пойдет. Ты уже подрос и должен помогать по дому. Для тебя принести ведро воды - пара пустяков. Ты же у нас силач!
А если не принесешь, обеда и ужина не будет не только для папы, но и для всех нас.
Для ребенка эта сцена - повод к обсуждению вопроса, почему упрямился Слоненок. А для вас - руководство к действию. Вы, наверное, и сами замечали, что застенчивые дети при всей своей податливости проявляют поразительную твердость, отказываясь от общения. И это вполне объяснимо. Они боятся, что контакт принесет им боль, и избегают его. Вы ведь тоже, когда у вас что-то болит, стараетесь не травмировать больное место. Поэтому почаще вспоминайте, что "нормальные герои всегда идут в обход", и прибегайте к обходным маневрам. Причем надо играть на самых разных струнках. Как мама Слониха, которая и похвалила сына ("ты у нас силач"), и дала ему понять, что он уже большой (для многих детей это очень привлекательно), и поставила перед фактом, что если он не принесет воды, ему придется голодать.
Причем это было подано не как наказание ("Ах, так? Ну, тогда останешься без обеда!), которое обидело бы Слоненка и вызвало бы ожесточенное сопротивление ("И не надо! Обойдусь!"), а как неотвратимое последствие ДЛЯ ВСЕХ, в том числе и для него.
Слоненок еще немного походил по комнате (показать это)... Потом вдруг у него заурчало в животе (обратите внимание, что мама Слониха не настаивает, она лишь заронила в голову сына нужную мысль и оставила его "дозревать"), и он подумал... (пусть ребенок сам озвучит мысли Слоненка; если он все-таки будет пытаться увильнуть от похода на речку, предложите в качестве компромисса, что мама пошла вместе с ним.)
"Ладно, - решил Слоненок, - я схожу за водой и быстро вернусь. Одна нога здесь - другая там!"
Пришел он к водопою, зачерпнул ведром воды и... замер.
(Попросите ребенка придумать, что так заворожило Слоненка. Пусть это непременно будет связано с зверятами и вызовет у него восторг.)
Слоненок позабыл о том, что хотел побыстрее вернуться домой. Ему вообще расхотелось уходить. Зверята смеялись так заразительно, что он тоже начал потихоньку посмеиваться и слегка притоптывал, как будто собираясь пуститься в пляс.
Наверное, еще немного - и он бы подошел к зверятам и сказал... (Пусть ребенок придумает, как нужно было Слоненку познакомиться со зверюшками.)
Но тут Мартышка, раскачивавшаяся на лиане, как на качелях(показать это), крикнула:
- Эй, Носатик! Ты чего уставился?
Она вовсе не хотела его обидеть. Просто у нее была такая грубоватая манера разговора. На самом деле Мартышка хотела добавить:
- Иди к нам, Носатик! Давай поиграем.
Но увы, Слоненок этого не знал. Он вдруг почувствовал себя таким некрасивым, смешным и неуклюжим! "Носатик..." Чего она обзывается? Засопев от обиды, Слоненок подхватил хоботом ведро и помчался домой.
- Все! Никуда я больше не пойду! - с порога заявил он.
- Лучше я умру с голоду.
Что сказала ему мама Слониха? (Скорее всего, в данной ситуации ребенок воспроизведет вашу реакцию на аналогичные ситуации в жизни. И если мама Слониха вместо того, чтобы утешить Слоненка, уговорить его не обижаться и вместе с ним решить, как же все-таки наладить контакт со зверюшками, скажет что-нибудь типа: "Ну, и пожалуйста!" " Сам виноват" или даже рассердится на него, вам есть о чем подумать на досуге.)
(Обсудите с ребенком проблему прозвищ. Застенчивые дети очень болезненно на них реагируют, часто обижаясь даже ровном месте. Спросите, есть ли кого-нибудь прозвища в детском саду или в школе. Как относятся разные дети к своим кличкам? Все ли обижаются или кто-то не обращает внимания? Кому чаще дают прозвища - тому, кто на них реагирует, или тому, с кого "как с гуся вода"? Почему? А к кому лучше относятся: к обидчивому человеку или к необидчивому? Почему? Приведите примеры из своего детства.)….
Составила психолог: Чернова И.В.
/информация взята из интернета/