Что влияет на качество запоминания?
- Большое значение имеет твоя заинтересованность тем, что ты стараешься запомнить.
- Необходимы настойчивость, усидчивость и сила воли: отсутствие воли к запоминанию снижает эффект восприятия материала.
- Наличие навыков правильной и планомерной работы (перед изучением просмотреть, что было изучено раньше: концентрируется внимание и восстанавливается в памяти уже изученное, обязательна связь старого и нового).
- Многое зависит от внимания: рассеянному человеку не стоит жаловаться на плохую память, нужно учиться организованности, собранности.
- Неправильное усвоение заданного на дом учебного материала.
Как улучшить свою память?
- Обрати внимание на сильные стороны своей памяти: зрительный тип, слуховой, двигательный, сочетание типов (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный – наиболее часто встречающиеся типы памяти). Когда нужно запомнить важное, используй уже развитый вид памяти.
- Организовывай запоминание разными способами, чередуй их, развивай ослабленный тип памяти.
- Почаще вызывай в памяти (припоминай) те образы, которые слабее запомнились.
- Чередуй восприятие прочитанного с припоминанием. Когда уже ничего не припоминается, тогда можно снова заглянуть в книгу. Прочитав, вновь пересказать, но уже полнее и т. д.
- К материалу, который важно запомнить, необходимо возвращаться несколько раз (просматривать материал дома в тот же день, когда он был задан и, затем, накануне того дня, на который эти уроки были заданы).
- Выделяй в запоминаемом материале опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, удачное сравнение, интересный образ), которые потом первыми будут приходить на память. Опорные пункты должны логично вытекать одно из другого.
- Ритмизируй материал (звучит как стихотворение и легче удерживается в памяти).
- Самостоятельно составляй всевозможные схемы, таблицы, рисунки, планы. Чтобы их придумать, необходимо дополнительно осмыслить материал, вскрыть логическую структуру запоминаемого материала.
- Возьми какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, периодически повторяя. Через 1 – 2 месяца отмечается безусловное улучшение памяти.
- Разгружай память путем применения средств внешней памяти – записных книжек, дневников, карточек, списков…
- 1Рационально организовывай рабочее место: каждой вещи - свое место.
- Используй метод прогнозирования: «Что произойдет, если мы не запомним такой-то материал?» Чем больше следствий, тем больше вероятность сохранения в памяти материала.
- Метод минимизации – делай сокращения: редакторские правки или запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.
- Прием «обратной развертки»: вспоминай события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности.
- Материал дели по смыслу: самое главное и не самое главное.
- Чередуй запоминание с другими неучебными видами деятельности.
Как лучше запомнить материал наизусть?
- Необходима установка, внутреннее намерение на прочное усвоение.
- Материал должен быть прочувствован и осмыслен.
- Целесообразно распределять повторение во времени, т. е. подряд повторять не более 2 – 3 раз, а через некоторое время снова вернуться к повтору.
- Наизусть лучше заучивать вечером, перед сном или сразу после пробуждения.
- После каждого прочтения стараться припомнить все, что возможно.
Материал подготовлен психологом школы.