Размер шрифта
А А А
Цвета фона и шрифта
Ц Ц Ц
Изображения
Версия для слабовидящих Обычная версия
Версия для слабовидящих Обычная версия

Особенности Монтессори образования в России (сравнительный анализ поколений 1913 г. и 2013 г)

Консультация для родителей.

Последние 100 лет в  России произошли уникальные и значительные изменения в обществе.  Личность человека в значительной степени формируется к 7 годам и одной из важных составляющих формирования этой личности является общая среда – это то, куда попадает человек после рождения (т.е. место и время). Для нас всех присутствующих здесь общая среда очень похожа, т.к. мы все живём в 21 веке. Для тех детей, которые родились в 21 веке (и не важно, где родились в Японии, Америке, России или Китае) общая среда более схожа, чем та среда, которая существовала в России 100 лет тому назад.


Что же это были за дети?

100 лет назад была другая социальная структура общества:
- 75 % - сельское население (крестьяне)

Сейчас с точностью да наоборот:
- 75 % - городское население.


Что же было такого в русой деревне 100 лет назад.

Типичная картинка жизни крестьянской семьи: это обед на пашне. Огромная семья до 10-20 человек: там были старые, взрослые и молодые дети и быт крестьянской семьи был очень жёстко регламентирован: были чётко известны роли, которые выполняют мужчины и роли, которые выполняют женщины. Быт крестьянской семьи был очень тяжёлым. Если бы кто-то из нас попал в то время или в ту ситуацию, вряд ли бы выдержал и долго прожил.


Например, чем занимались мужчины: строительством дома, пахота, гончарное дело, охота, рыбная ловля. Это изготовление хомутов и сбруй для лошадей. Это коллективная деятельность: плетение корзин, заготовка дров и хвороста, женские работы (уход за детьми, вязание, приготовление пищи, стирка - не было стиральных машин). Это прядение, ткачество, уборка урожая, работа на сеновале, разделка птицы. Да ещё жизнь в доме с телятами, разнообразной птицей. Очень тяжёлая жизнь была: голод, холод и тяжёлые испытания.
Дети, тем не менее, находились в специфических условиях, очень сильно отличающихся от тех условий, в которых живут современные дети.

Чем же отличаются эти условия?

1. Семья.
Ребёнок рождался в большой семье, где было огромное количество братьев и сестёр (такая своеобразная группа Монтессори).
Современный ребёнок рождается в так называемой нуклеарной семье, где есть мама и папа, которые очень внимательно и бдительно следят за ним, хорошо,  если есть ещё брат или сестра.

2. Соотношение знакомые-незнакомые.
Раньше  очень важным было то, что ребёнок рождался в сообществе, где он знает всех. На протяжении 1-2 года он абсолютно точно знал, что это за люди вокруг него, к кому можно подойти, это были свои.
У современного  ребёнка, к сожалению, очень мало своих, как правило – это мама и папа, ну бабушка и дедушка. Зато много чужаков: чужие дяди и тёти, «к ним не подходи», «не бери у чужих конфеты».  Это очень тяжёлая ситуация для формирования психики ребёнка.

3. Жизненное пространство, контакты с другими людьми.
Ребёнок с самого рождения общался с большим количеством детей. Это игры и взаимное обучение, исследование пространства. Ребёнок из деревни мог уходить за несколько километров, например за грибами и ягодами. Он достаточно хорошо знал пространство, в котором живёт.
Современный ребёнок живёт в специфической ситуации: его пространство разорвано. Ребёнок,  живущий на 13 этаже каким-то необычным образом оказывается на 1-м этаже, либо ребёнок, живущий в Москве, также необъяснимым образом может оказаться в Италии… Ребёнок, живущий в Подмосковье, на вопрос, а где же Москва, показывает пальцем наверх…

4. Режим.
Современный ребёнок живёт строго по режиму с точностью до 5-15 минут независимо от того, в каком состоянии он находится,  т.е. так называемых циркадных ритмов, свойственных нашей физиологии.
100 лет тому назад люди жили в соответствии с физиологическими ритмами и с теми ритмами, которые даёт окружающая среда: летом рано вставали и поздно ложились, зимой же поздно вставали и рано ложились.

5. Здоровье.
Это очень тяжёлая страница в нашей истории. Из 100 рождённых младенцев (это дети до года) в прошлом умирало  23-25 детей, особенно летом, т.к. женщина вынуждена была ходить на сельхозработы и до самого последнего момента находилась в поле.
Раньше (100 лет назад) свирепствовали такие болезни, как оспа, чума, холера и другие. Прививки (от которых часто родители отказываются) привели почти к полному избавлению от таких страшных болезней как дифтерия, корь.
Современная медицина достигла уникальных высот, выживают 100% детей, даже те дети, у которых есть определённые особенности со здоровьем. Поэтому, если сравнивать нынешних детей и детей, с которыми работали Юлия Фаусек и Мария Монтессори, то современные дети  -  гораздо более разнообразные.

6. Питание.
100 лет назад в деревне кушали просто и незамысловато («что ни сготовишь – всё съедят»), был голод, на столе в основном присутствовали щи да каша, ну кусок хлеба.
Те дети, которые растут сейчас, имеют преимущества с точки зрения здоровья: питание полноценное и сбалансированное, насыщенное витаминами и микроэлементами. В связи с этим дети могут расти более здоровыми и крепкими.

7. Распределение ролей.
100 лет назад были очень чётко распределены родительские роли. Мужчины никогда не участвовали в воспитании ребёнка до 7 лет. Но дети, живя в деревне, наблюдали, что делают родители и они очень хорошо представляли то, что будут делать, когда вырастут: сеять, пахать, жать…

Они знали, что это тяжёлый труд, но они видели это, т.е.получали презентации. Они понимали, какими они будут.
Современный ребёнок не знает, чем будет заниматься, не знает весь ассортимент возможностей и профессий, которые существуют в современном мире. 100 лет назад ребёнок это очень хорошо знал.
Очень мощной и значимой была фигура отца, т.е мужчина в деревенской семье был столб семьи, независимо от того – участвовал в воспитании или нет. Подрастающие мальчики чётко представляли, чем они будут заниматься, насколько важной будет их роль.
Современный ребёнок видит маму, которая готовит, шьёт, лечит, учит и папу, который приходит домой и сидит перед компьютером, а мама ещё начинать ругать его за это. Кто такой менеджер, кто такой директор? Ребёнок не понимает современный мир, в котором живёт.

8. Игрушки.
В деревенской семье 100 лет назад было очень мало игрушек, но зато было много самых разнообразных дел, которыми мог заниматься ребёнок.
Ребёнок, находясь в природе, мог исследовать (изучать) природу так, как он это делает сейчас, если попадает туда. Исследует травы, растения, животных, природу, времена года, землю, воду.
Современный ребёнок имеет непосредственный контакт с игрушками, специально разработанными, придуманными, не имеющими ничего общего с реальной жизнью.

9. Игры.
Современные дети практически не играют. Раньше были такие игры как лапта, классики, казаки-разбойники, с верёвочками и др. Современных же детей не пускают во двор, всё тот же пресловутый страх перед чужаками очень силён. Эти дети играют через компьютер. Хорошо, если они сидят вместе, а то один - за одним компьютером, другой - за другим.
Произошёл сильнейший разрыв поколений.

10. Возможность участвовать в труде взрослых.
Ребёнок 100 лет назад мог участвовать в труде взрослых по мере сил. Получая презентации от взрослых, он мог делать то, что мог делать.
То ребёнок, который живёт в современной квартире, постоянно сталкивается с запретами и ограничениями. У ребёнка есть инстинктивный механизм, который заставляет повторять то, что делает значимый взрослый. Мама готовит суп – ему нельзя; мама стирает (сыплет порошок) – ему нельзя; папа сидит за компьютером – ему нельзя; его постоянно убеждают в том, что он ещё маленький.

11. Физическое развитие.
Ребёнок 100 лет назад находился в постоянном движении. Это и бег и кувыркания и валяния и рыбная ловля – всё что хотите. А современный ребёнок имеет возможность физически развивать только лишь тогда, когда его привели  в определённую студию, секцию. Например, спортивная гимнастика, бальные танцы, каратэ и т.д. в специально отведённом месте, в определённое время со специально подготовленным человеком. Таким образом, у современного ребёнка его движения далеки от естественных, свойственных физиологии.

12. Образование
Образование современного ребёнка начинается ещё задолго до рождения. Мамочки дают возможность послушать Моцарта ещё в утробе, перестукиваются азбукой морзе.
100 лет назад формальное образование в России начиналось не ранее 7-8 лет и очень быстро заканчивалось, потому что в 12-13 лет забирали из школы для участия в производительном труде. В начальной школе  в 1913 году в России училось30-40% детей, в основном  мальчики. Девочек в школу вообще не было принято отправлять. Обучение в основном происходило от старших к младшим, от взрослых путём наблюдений (своеобразных презентаций).
Сейчас обучение происходит от взрослых (педагогов). Взрослый пытается научить ребенка, используя те технологии, которые не свойственны ребёнку.

13. Источники информации.
100 лет назад источниками информации являлись опытные взрослые люди, странники, старцы, иногда книги, отчасти учителя.
У современных детей основной источник информации – интернет.
Информация, получаемая из интернета, далека от их жизни и непосредственных интересов. Порой очень большая проблема выбрать необходимую информацию для данной задачи и данного возраста.

14. Реальный и виртуальный миры.
Современный ребёнок живёт в виртуальном мире. Часто спрашивают, как относиться к тому, что детям в младшем возрасте дают айпеды, компьютеры? Плохо, т.к. в младшем возрасте очень важно, чтобы развивались в соответствии с сенситивными периодами зрение, обаяние, осязание моторика и т.д. Всё это позволяет жить в реальном мире, а виртуальный мир плоский. И поэтому происходящее в виртуальном мире искажает действительность. Ребёнок в этом возрасте воспринимает, что окружающая действительность именно такая. Поэтому необходим реальный контакт с реальным миром.
Таким образом, несмотря на то, что 100 лет назад были очень тяжёлые условия жизни,  дети до 7 лет, жившие в 1913г. имели большие преимущества:

  1. Выживали наиболее сильные и здоровые, физически выносливые дети.
  2. Знакомы с сотнями других людей, понимающие как с этими людьми общаться
  3. Понимающие мир, в котором они живут, его функционированием.
  4. Знакомы с будущими видами деятельности, умеющие добывать пищу.
  5. Понимающие структуру общества, чувствующие себя компетентными, не боящимися исследовать окружающий мир.

 

К сожалению, современные 2013 года дети – это дети:

  1. С разнообразными особенностями здоровья. Частые проблемы, связанные с недостаточной двигательной активностью.
  2. Знакомы только с десятком родственников и максимум ребятами своей группы
  3. Очень хорошо разбираются в электронных приборах
  4. Очень запуганы всякими ужасами своими родителями. Чувствуют себя беспомощными(туда не ходи, утюг не бери, нож не трогай и т.д.)
  5. Нагружены родительскими ожиданиями (детей мало, а взрослых много и каждый взрослый пытается реализовать несбывшиеся желания через своего ребёнка).
  6. Монтессори педагогика возникла вовремя, в нужное время. Это единственный способ жить в реальном мире, чувствовать себя частью сообщества, действовать в естественном темпе.


Монтессори-группа:

  1. Несмотря на особенности здоровья дети чувствуют себя частью сообщества.
  2. У детей есть возможность двигаться в естественном темпе, в естественном ритме.
  3. Дети получают возможность расширить навык общения и взаимодействия с другими людьми.
  4. Спокойная обстановка, где минимальное число запретов в отличие от реальной.
  5. Наличие среды, где можно исследовать реальные характеристики реальных объектов.
  6. Материалы, позволяющие получать знания в реальной жизни.
  7. Возможность работать в своём темпе.

Монтессори- педагогика даёт возможность компенсировать те проблемы, которые возникают у современного ребёнка.


Подготовила зам.директора по д/о Рузанова И.Б..
(по материалам выступления Надежды Смирновой (педагога – психолога г.Москва) на  5 международной Конференции Монтессори – педагогов 2013г.)

Поделиться материалом:
Задать вопрос
политикой конфиденциальности