Размер шрифта
А А А
Цвета фона и шрифта
Ц Ц Ц
Изображения
г. Новороссийск, ул. Гайдара, 37
Версия для слабовидящих Обычная версия
Версия для слабовидящих Обычная версия

Шаги к успеху

С 7 до 10–11 лет ведущей деятельностью ребёнка является учёба. Ведущая деятельность – та, что наиболее способствует развитию на этом возрастном этапе. Все дети хотят узнавать новое и учиться хорошо. Да-да, абсолютно все! На этом месте многие родители скептически усмехнутся и вспомнят своё чадо, которое не затащишь делать уроки и не поднимешь утром в школу. Как же так?

Ребёнок, полный надежд, идёт в школу. И первое время пытается попасть в отличники, но с каждым днём все яснее понимает, что ему до них, как до Луны. А дома каждый день спрашивают: ну как, пятёрки есть? И ответить нечего. Все говорят: «Надо стараться, ты просто ленишься!» И он старается, и вот уже не 5 ошибок в каждом слове, а 3, и плюсы с минусами уже не путаются, хотя условия задач очень сложные, – но все эти мелкие победы родитель не замечает. Критерий успешности один: пятёрка, в крайнем случае – четвёрка. Постепенно происходит грустная вещь: ребёнок сдаётся, опускает руки, начинает чувствовать себя неудачником. Чтобы оградить психику от болезненных переживаний, срабатывает защитный механизм. Всё раздражение переносится на источник неприятностей: процесс чтения, ненавистную математику, гнусный русский, а иногда и на учителя.

А поскольку человеку обязательно нужно хоть в чём-то чувствовать себя успешным, дети начинают искать. Хорошо, если дети находят зону успешности в секции или кружке, а если нет. И тогда остаётся только одна ниша – компьютерные игры. Там ты герой, там постоянно какие-то достижения, прохождение уровней.

Какую же ошибку мы, родители, допускаем, и что можно сделать, чтобы вернуть радость от учёбы и законное чувство гордости за свои реальные, а не виртуальные достижения? Прежде всего, признать тот факт, что не каждый ребёнок способен легко и непринуждённо усвоить программу начальной школы. Особенно тяжело она даётся детям с ведущим правым полушарием, врождёнными неврологическими особенностями (быстрая утомляемость, гиперактивность, дислексия и дисграфия), низкой стрессоустойчивостью. А ребёнку, прежде всего, нужно создать зону успешности в освоении учебных навыков. И тогда каждое выполняемое задание важно разбирать, используя следующую схему:

Что получилось хорошо. Обычно этот шаг упускается, и мы с азартом перечисляем все недочёты, создавая ощущение, что всё снова плохо. В любом задании есть то, что хорошо. Какие-то слова без ошибок, несколько строчек красивого почерка, правильно (не зеркально) написанные цифры… Поиск того, что получилось – та основа, на которую ребёнок может опереться. Он точно начинает осознавать, что хоть что-то да получается!

Вот теперь можно переходить к конструктивной критике. И даже лучше, если ребёнок сам найдёт, над чем ещё нужно работать.
Часто можно услышать, что  так разбирать успехи и ошибки – задача учителя. Позвольте с вами не согласиться. Ни один даже самый хороший учитель не может  заменить ребенку маму и папу. Это от мамы и папы он ждет искреннего одобрения, поддержки и конструктивной критики. Именно родителям каждый ребенок хочет показать и доказать, что он действительно хороший.

Поделиться материалом:
Задать вопрос
политикой конфиденциальности